Семейная психология

12/2005
38/2004
29/2004
12/2002
17/2002
16/2004
23/2004
04/2004
01/2004
02/2003
29/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

ЧТО ЖЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ, МАЛЫШ?

Давай выбирать вместе!

У меня родился сын, первый, долгожданный. Все родные поздравляли меня и моего малыша. Приехав из роддома, я обнаружила целый воз подарков: кофточки, штанишки, шапочки, игрушки-погремушки. Все симпатичные вещички по очереди были нацеплены на малыша, как на куклу, а погремушки развешены над кроваткой. Счастливая, я предалась заботам о кормлении и прогулкам. Так продолжалось до тех пор, пока не обнаружилось, что моя кукла — маленький человек со своими желаниями и предпочтениями.

ЧТО ЖЕ ТЫ ЛЮБИШЬ, МАЛЫШ?

По рекомендациям умных книг выходило, что первая игрушка должна появиться перед изумленным взглядом малыша уже на десятый день его жизни. Купили, повесили. Не смотрит. Наверное, она сделала свое дело, но реакция малыша на игрушку стала заметна только на втором месяце жизни.

Оказалось, что такая расчудесная погремушка, которая мне очень нравилась, мелодично и тихо звенела, совершенно не воодушевляет моего мальчика.

«Что же тебе нравится, малыш? Давай выбирать вместе!» — подумала я и стала предлагать ему разные, даже нет, не только игрушки, а вообще предметы для игр. И вот что из этого вышло.

Первую погремушку мы долго выбирали вместе. Собственно, погремушек, как оказалось, надо иметь не меньше двух видов: одну для разглядывания и ту, которую можно держать в ручке. Погремушка для разглядывания нашлась сразу — это была вертящаяся над кроваткой четверка слоников с подвесками. На вид малышу она очень понравилась, разногласия возникли по поводу звуков, которые она издавала. А играла милая вещица ни больше ни меньше — Моцарта в жутком «машинном» исполнении, которое еще усугублялось тем, что мелодия начинается в быстром темпе, а по мере звучания все больше замедляется.

Малышу музыка вполне нравилась, а мой музыкальный слух был оскорблен этой пародией на классику. Соломоново решение было принято в магазине игрушек: куплена кассета с классической музыкой в детской обработке, а игрушка безмолвно покачивалась над кроваткой, радуя глаз яркой расцветкой и разнообразием форм подвешенных к ней предметов. Кроме того, оказалось, что к этим милым слоникам можно привязывать на веревочке любые другие погремушки как по одной, так и целыми «компаниями», и ребенок каждый раз воспринимал это как новую игрушку, с удовольствием разглядывал ее и тянулся к ней ручками.

Вертушка прослужила верой и правдой около 4 — 5 месяцев, пока малыш не стал садиться в кроватке и буквально сдирать вертушку с опоры. Тогда игрушка-ветеран была снята с крепления и почетно передана следующему поколению любителей погремушек.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: выбор игр и игрушек для ребенка первых 3 месяцев жизни обусловлен необходимостью удовлетворения зрительно-слуховых впечатлений. Самая подходящая игрушка для малыша — мобиль. Игрушки на нем движутся, а ребенку в этом возрасте наиболее интересны движущиеся предметы, которые должны быть не только контрастных, но и близких по цвету тонов. Они способствуют развитию зрительно-моторной координации. Звуки, издаваемые игрушками, не должны быть резкими и громкими. Для рассматривания хороши яркие погремушки, устроенные так, что некоторые их части могут двигаться. Подойдут малышу и небольшие музы-кальные игрушки, колокольчики и бубны.

СМОТРЕТЬ И ТРОГАТЬ

Погремушка «для рук» — вообще вещь особая. Пока ручки слабенькие, очень занимательно разглядывать маленькие игрушечки, укрепленные на плотном тканевом кольце с липучкой. Такую вещицу можно закрепить на запястье малыша или даже на щиколотке, что может быть очень интересно для малыша в период активного разглядывания собственных ножек и ручек. Любимой погремушкой моего сына оказалась маленькая собачка на мягком колечке, которая звенела исключительно тихо (громкие звуки очень пугали малыша, и все голосистые погремушки были убраны до лучших времен), а мягкое кольцо удобно помещалось в детскую ручку.

Значительно позже, месяцев в 5 — 6, малыш полюбил громкие, пластмассовые погремушки, впоследствии замененные на обыкновенный барабан, так как именно в этом качестве мой сын в основном их использовал. Из этих громких погремушек уже ближе к году у нас получился целый домашний оркестр с участием всех членов семьи, в котором мы постигали науку играть медленно и быстро, тихо и громко, вместе и по очереди, а заодно получили удовольствие от первых совместных игр.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: важным приобретением является развитие осязательных навыков у ребенка. Малыш в состоянии удерживать в руках предметы и манипулировать ими. При выборе погремушек нужно учитывать следующее: она должна быть сделана из мягкого и теплого на ощупь материала, издавать различные звуки — шуршащие, гремящие, шелестящие, должна иметь удобную для захвата ручку.

Поддержать исследовательскую активность малыша в освоении мира помогут не только игрушки, но и предметы быта: деревянная ложка, лоскутки материи. Разнообразить осязательные ощущения помогут мешочки, набитые разной на ощупь начинкой, а также «развивающий» коврик с прикрепленными к нему ленточками, игрушками, пищалками. Игрушки должны быть разнообразны не только по фактуре, качеству, цвету, но и по весу. Это дает достаточную мышечную нагрузку для развития моторики малыша.

ИГРА И МУЗЫКА, ИЛИ МУЗЫКА ИГРЫ

Вообще ко всему звучащему у моего малыша интерес был самый живой. Сначала мы отметили, что лучше всего ребенок засыпает под звуки различных мелодий, будь то звуки радио, классическая музыка, шум голосов или пение птиц в лесу. В возрасте 5 — 6 месяцев малыш выяснил, что есть звуки, которые он может извлекать самостоятельно. В этом помогла ему крутая фирменная игрушка под названием «Well informed babe».

В пластиковом корпусе, с большой пластмассовой ручкой, яркая и мигающая, она при нажатии на клавиши издавала истошные детские крики: папа, мама, смех, плач — и играла несколько ужасающих мелодий. Малыш был в восторге. Он жал на кнопки без устали, чаще всего на несколько сразу, жуткие звуки разносились по квартире, вызывая головную боль и гнев окружающих. Для сохранения психического здоровья семьи папа разобрал игрушку и сделал в ней регулятор громкости, звуки значительно стихли, и ребенок смог спокойно играть, а семья — жить нормальной жизнью.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: к пяти — шести месяцам малыш становится более уверенным, дотягивается до интересующих его предметов, для него открываются новые возможности изучения мира. Детей привлекают игрушки, с которыми можно что-то сделать руками. Огромное удовольствие доставит вашему крохе объемная игрушка со множеством привлекательных кнопок, ручек и рычажков, на которые можно нажимать и извлекать разные звуки. Именно звуки, различные по громкости, тембру, силе, открывают новые познавательные возможности для малыша, способствуют развитию речевых навыков.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ

Ну вот, мы уже сидим и неплохо ползаем по ковру. Вопрос, во что играть, стоит не менее остро. В доме полно вполне подходящих для игр предметов: ящики комода — куда же еще так чудесно все «входит и выходит», мамины кастрюльки — их можно катать, накрывать крышками, ставить одну в другую и заполнять чем попало. На фоне таких чудных развлечений серыми и скучными кажутся покупные игры типа матрешек, петушков с колечками и прочих специальных детских игр.

Однако оказалось, что то и другое можно прекрасно совмещать. Например, в кастрюлю может поместиться несколько матрешек, а заодно узнаем, какая кастрюля больше — куда больше матрешек влезет. Матрешкой можно накрыть пару кубиков, и они куда-то исчезают! В ящик от комода вообще можно впихнуть что угодно, а на вывалившихся на пол вещах отдохнуть с полчаса. Очень любим крупный пластмассовый пазл из пяти деталек, собирать его еще долго не сможем, но упорно пытаемся.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: изменение положения тела малыша — умение сидеть, ползать — открывает новые возможности для освоения пространства, поэтому неудивительно, что ваш малыш предпочтет ярким развивающим игрушкам предметы быта. Большое удовольствие доставят ему крупные надувные игрушки, в которые можно влезать (надувной манеж, лодочка), незаменимыми будут машины или каталки, мячи.

К 7 месяцам малыш познает новые свойства предметов — различает их части, определяет место предметов в пространстве, поэтому полезны те игрушки, которые можно собирать и разбирать — коробка с отверстиями различной формы, конструкторы типа «лего». Во время купания предложите ребенку поиграть с водными игрушками, стаканчиками, мисочками. Большое значение приобретают сюжетные игры. Малыш осваивает с их помощью навыки социального поведения, а также знакомится с назначением предметов.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

С началом хождения — новые любимые игрушки. Особой популярностью пользуется шар с мишкой внутри. Мишка внутри кувыркается — очень занимательно посмотреть. Шарик катится медленно, как раз так, чтобы и догнать непросто было, но и совсем не укатывается, из виду не потеряешь. За этими мишками — шариками мы сначала ползали, а потом и ходили долго, пока не стали быстрее шарика бегать, и игрушка сразу перестала быть интересной — переросли.

В это же время с удовольствием играли большой пластмассовой машиной, на которой одновременно можно было сидеть или ходить за ней, держась за ручку сзади. А еще у этой чудесной машины поднималось сиденье, и туда можно было положить багаж. Кубики, матрешки, а также соска, чайная ложечка и другие дорогие сердцу предметы теперь перемещались только автотранспортом.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: стоит малышу встать на ножки, и тут развлечения он будет находить себе сам. Расширяется кругозор, в поле его зрения попадают все новые предметы. Для стимулирования двигательной активности подойдут различные каталки, за которые он может держаться, делая свои первые шаги, а также заводные игрушки. Хорошо, если они будут яркими и озвученными. Не забывайте и о мяче. Он должен быть ярким резиновым, диаметром 15 — 20 см, достаточно прыгучим и упругим, так как ваши игры уже не будут ограничиваться манежем. Это будет способствовать развитию координации и освоению пространства.

Я В «ДОМИКЕ»

Пришло лето, собираясь на дачу, я упаковывала вещи в картонные коробки. Все вещи на полу, часть коробок собрана, остальные дожидаются своей очереди быть заклеенными скотчем и вынесенными к машине.

Сборы сопровождаются детскими криками — ребенку скучно, с ним заняться некому. Вдруг замечаю: что такое, вот уже 10 минут как никто не «мамкает», в доме подозрительно тихо. Где ребенок?!

Ребенок нашелся в большой коробке. Уютно устроившись в ней с ногами, мой малыш мирно сосал соску и играл в свои игрушки. На призывы и уговоры вылезти из коробки ребенок реагировал звонкими воплями. На ближайшие несколько дней коробка стала любимым местом обитания.

Вернувшись с дачи, малыш вспомнил про коробки, но их уже не было. Зато в комнате красовался необыкновенный, цветной, большой домик с полисадником, полным роз, кошечкой и веником у двери. Это вам не полиэтиленовые палатки из IKEA, это настоящий (не смотрите, что картонный), с трубой, окошками и двумя дверцами домик. В нем можно сидеть, стоять и даже лежать. Одеяльце из коляски и подушечка с дивана — получилась отличная кровать, у дверей поселилась большая плюшевая собака.

Дом стоял в комнате около двух лет. Когда «жить» в нем надоело, мы использовали его как детский театр — это и дом трех медведей, и бабушкина избушка, и даже дом короля, его лесная дача. Когда малыш уже совсем подрос, домик стал складом игрушек. А в прятки играть в нем просто замечательно.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: какое удовольствие для малыша оказаться в своем маленьком мире — домике, норке, машине! Как там уютно и устроено совсем как у взрослых. Именно желание подражать жизни взрослых побуждает малыша к таким играм. Обустроить такой домик совсем не сложно. И, снабдив ребенка всеми необходимыми атрибутами для игры, вы надолго сможете увлечь его игрой, развивающей фантазию и воображение.

МАМА, РАССКАЖИ СКАЗКУ!

Сказки слушаем уже с раннего младенческого возраста — ничего не понимаем, а мамин голос слушать приятно. С 6 — 7 месяцев, сидя у мамы на руках, с интересом разглядываем картинки, с 8 — 9 — первые сказки. Сначала книжки рассматриваем, сказки слушаем внимательно и молча. Скоро малыш хорошо знает любимых героев, показывает их пальчиком на картинке.

К году играем в занимательные игры по сказкам. Сначала это были маленькие кукольные герои сказок, которые приходили к нам в гости. Их можно и потрогать, и в кроватку с собой уложить, и сказку с ними послушать. Снова и снова можно слушать уже знакомые сказки про репку или колобка, когда герои такие наглядные, почти живые, их можно не только увидеть, но и потрогать.

На следующем этапе по совету мамы нашего более старшего друга для пересказа уже знакомых сказок я использовала абстрактные предметы или простые геометрические формы: дед — прямоугольник, баба — круг, репка — овал и так далее. Малыш с интересом следил за действием с новыми персонажами, так развивается воображение, понятие о форме и цвете.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: чем раньше вы познакомите малыша с книжками, тем лучше. Совсем крошечным детям подойдут яркие книжки с картинками из картона или ткани. Их можно не только рассматривать, но и грызть. Когда вы покажете картинки и почитаете, он быстро научится отличать одну книгу от другой. Чтение книг расширяет пассивный и активный словарный запас, стимулирует развитие речи, а игры-драматизации по сказкам разовьют воображение, эмоциональный мир вашего малыша.

ПОТОМУ ЧТО ТОТ, КТО СТРОИТ, ТОТ ЧЕГО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

Сейчас в продаже много различных конструкторов и «собиралок». Мой малыш до года мало интересовался подобным видом игрушек. Все это стало интересным значительно позже, годам к двум. До года больше нравилось конструирование на бумаге: я вырезала детальки, например, лепестки цветка, а малыш более или менее ровно приклеивал их на бумагу. Очень интересное занятие приклеивать предметы с помощью скотча: липкая лента создает интереснейшее ощущение в руках, нужно быть внимательным и аккуратным, чтобы прилепить скотч к бумаге, а не к себе.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: конструктивные игрушки — отличное средство для развития мелкой моторики, пространственного восприятия, мышления. Это и несложные пирамидки, сборные башенки, развивающие центры, вкладыши. Играя, малыш познает свойства предметов, их размеры и формы. Более разнообразными становятся и игры с кубиками. Желательно, чтобы они были сделаны из некрашенного дерева или пластмассы. Не пренебрегайте и предметами быта. Пакетики из-под йогурта или молока отлично заменят любой конструктор.

ДЕРЗАЙТЕ, ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ

В целом я думаю, что любая любящая мама может придумать сама самую замечательную игру индивидуально для своего ребенка. Главное, чтобы игра была интересна, занимательна, причем для всех участников игры, и соответствовала возрасту и возможностям ребенка. Если вам вместе интересно, весело, приятно друг с другом, то все получится как нельзя лучше.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: играя с малышом, вы не только развиваете его, но и устанавливаете тесный эмоциональный контакт друг с другом. Выражая свое отношение к игрушке (жалеете ее, хвалите, журите и т.д.), вы сможете пробудить добрые чувства ко всему окружающему у вашего ребенка.

Мария САСОНКО, врач-кардиолог, эксперт «Семейной психологии»





Мнения пользователей

Маша  (2012-01-16)
Спасибо, совершенно чудесная статья! Возьму на заметку.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на semya.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Семейная психология".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: