Семейная психология

12/2005

38/2004

29/2004
12/2002
17/2002
16/2004
23/2004
04/2004
01/2004
02/2003
29/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Мама, папа, я... и телевизор

В 1923 году осуществилась первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали Бэрд в Англии и Дженкинс в CША. У нас в России «голубые экраны» зажглись в конце 30-х годов.

Вряд ли изобретатели телевизора представляли себе, какого джинна они выпускают из бутылки.

В «Сказке о волшебной лампе Аладдина» из «Тысяча и одной ночи» герой нашел лампу, потер, желая почистить, и перед ним возник джинн огромной магической силы. Жизнь Аладдина с появлением лампы в один момент изменилась.

Наша отнюдь не сказочная жизнь изменилась с появлением в домах телевизора.

Вспомним август 2000 года, когда произошел пожар на Останкинской башне.

Во дворе — ставший уже непривычным шум — дети играют в «казаков-разбойников».

«Почему на улицах столько детей?» — задала я вопрос, вторя мультяшному льву Бонифацию.

«А! Так пожар же в Останкино!» — ответила соседка.

Тогда многие задумались: что мы потеряли и что приобрели с появлением ТВ. Но пожар ликвидировали, телевидение заработало, и все стало по-прежнему.

 

ПОЛЕЗНЫЙ — ВРЕДНЫЙ ТЕЛЕВИЗОР

Телевизор — «лампа», в прямом и переносном смысле. Его назначение — освещать события жизни, давать информацию. Как влияют эта информация и форма ее подачи на ребенка и взрослого?

ПОЛЕЗНЫЙ?

С одной стороны, телевизор приносит нам полезную, нужную и интересную информацию о новостях, событиях, происходящих в стране и мире, он — источник знаний, рассказчик бесконечных историй. С помощью телевизора можно узнать о мире животных и растений, посмотреть театральный спектакль или фильм, узнать традиции и обычаи других народов.

Телевидение расширяет кругозор детей, обучает, иногда помогает выбрать профессию.

Специалист по детской психологии Бруно Беттельхайм заявил: «Детям нужно телевидение. В мире доминируют взрослые, которые не понимают детскую жизнь. Дети испытывают гораздо большую, чем взрослые, потребность в грезах, и удовлетворить ее может телевизор».

ВРЕДНЫЙ?

С другой стороны, телевидение называют причиной таких проблем, как близорукость, гиподинамия, ожирение, нарушение внимания и многое другое.

У детей, расположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками света может вызвать приступ.

Телевизор может быть причиной головной боли, нарушений сна у детей.

Израильский биолог профессор М. Арансон обнаружил, что постоянный многочасовой просмотр телепередач ухудшает память и усиливает вероятность развития слабоумия.

Английские исследователи обвиняют ТВ в ухудшении навыков общения у детей. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, меньше пишут и читают. Часто телевизор — их главный собеседник. В результате дети все хуже владеют родной речью.

Под влиянием ТВ у детей могут развиться такие зависимости, как курение, алкоголизм, да и телезависимость.

Родители обратились к психологу с жалобой на плохую учебу своего 12-летнего сына. Витя на вид очень спокойный мальчик, немного полный и неповоротливый. Оказалось, что его любимые занятия — лежать перед телевизором и играть на компьютере. За этими занятиями подросток практически все время что-нибудь жует. На просьбы родителей отвечает: «Сейчас, вот досмотрю передачу и...»

По словам родителей, началось все, когда Витя перешел в новую школу. Отношения с одноклассниками не складывались. В результате сработала психологическая защита — «уход» в мир телевидения и игр.

Эта защитная форма поведения сложилась в раннем детстве. Витю уже в шестимесячном возрасте пытались отлучить от груди и перевести на питание кашами, пюре, творожками и т.д. Вводили прикорм в строгом соответствии с рекомендациями педиатра. Но ребенок оказался «привередливым»: он отказывался от еды, плакал и успокаивался только у материнской груди, от которой мог не отрываться часами. Мать так уставала от этого, что завела привычку кормить у телевизора. Позже телевизор «помогал» кормлению малыша. Глядя на яркие, меняющиеся картинки, Витя позволял накормить себя чем угодно.

В подростковом возрасте в ситуации стресса и недостатка общения всплыли переживания раннего детства, запустившие защитную форму поведения.

Известно, что машинальное, неосознанное поглощение пищи — это наиболее распространенная причина появления лишнего веса.

Кроме того, с точки зрения гештальт-терапии то, как мы едим в раннем детстве, отражается на том, как мы потом будем «потреблять» информацию. Насильственное — со стороны взрослых, и неосознанное, без права на выбор, — со стороны ребенка кормление создает основу для бездумного пассивного усвоения информации.

Если знать об этом, перестает казаться безобидным диалог мам годовалых детей, услышанный мною в детской поликлинике.

«Твой как кушает? Мой — что-то плохо. То это он не хочет, то — другое. Плюется — ничем не угодишь!» — жалуется мама весьма упитанного на вид малыша.

«А мы эту проблему решили! — с гордостью заявляет другая. — Он у нас под рекламу все что угодно съесть может. Сидит — рот открыл — корми чем хочешь!»

 

«МАМА, ХОЧУ РЕКЛАМУ!»

Моя дочка недавно возмущенно заявила на попытку выключить телевизор во время рекламы: «Мама, я хочу посмотреть рекламу!». На мою реплику о том, что в рекламе все время одно и то же, был ответ: «А мне нравится!».

Родители знают, как маленькие дети любят рекламу. Мы часто слышим от них: «Хочу шоколад с пузырьками, как в рекламе! А еще чупа-чупс, который кусают!» И еще: «А почему тетя в рекламе говорит: «Какой ужас»?», «А почему у них на голове корзины?»

Как влияет на ребенка реклама и в чем ее притягательная сила?

Она сочетает в себе краткость, динамичность, постоянную изменчивость, привлекающую внимание, и простоту, повторяемость и постоянство, создающее ощущение защищенности и стабильности, к тому же еще юмор, музыку и много эмоций.

Большинство взрослых не любят смотреть рекламные ролики. Повторение однотипных рекламных клипов раздражает. Мы выключаем звук или переключаемся на другую программу.

Маленькие дети один и тот же ролик, так же как и любимые мультики, готовы смотреть многократно с тем же интересом. Чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу.

Какой след в душе ребенка оставят бесконечно мелькающие монстры, «скелетоны», персикоголовые люди или драки в анонсах боевиков, идущие в одном блоке со жвачкой и печеньем? Не говоря уже о рекламе пива, которая, по мнению специалистов, приводит к тому, что в наркологических клиниках оказываются 11 — 12-летние подростки с пивной «белой горячкой». Эти дети уверены, что от пива не спиваются, а нормальное общение невозможно без бутылки.

Реклама не только создает новые потребности, играет важную роль в формировании поведения, но и влияет на мировоззрение, эстетические вкусы, социальные и нравственные ценности, стиль жизни и т. д.

По мнению профессора В. Завьялова, изучающего рекламу уже 25 лет, героем рекламы является потребитель типологии наркомана:

• он «намертво» привязывается к выбранному продукту;

• испытывает эйфорию от приема;

• идеализирует этот продукт;

• ждет от него немедленных эффектов;

• потребляет в нарастающем темпе (рост потребления);

• рационализирует потребление (доказывает себе, почему он это потребляет, несмотря на очевидные негативные стороны);

• ссылается на авторитет других.

Надо ли удивляться тому, что за последние годы количество наркоманов увеличилось в несколько раз.

Конечно, дело не только в рекламе, но и в ней тоже.

 

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Вот что рассказала мама пятилетней Маши, обратившаяся по поводу проблем ребенка в детском саду. Бабушка привела девочку из детского сада, куда Маша ходит три месяца, всю в слезах. «Мамочка, что такое Скубида? — был первый вопрос. — Ребята меня играть не берут, говорят, я не знаю Скубиду!». Оказалось, это какой-то мультик, который все в группе смотрели и теперь играют в него, а Маша, воспитанная на старых «советских» мультфильмах, оказалась не в курсе.

Родители были против того, чтобы ребенок смотрел западные мультфильмы, но после долгих уговоров дочери все-таки показали ей этого пресловутого Скубиду. Надо сказать, что Маше он не очень-то и понравился, а проблема в саду постепенно разрешилась.

Конечно, дело было не только в мультиках. Маше действительно тяжело было привыкать к садику, впрочем, как и многим детям, да и воспитание в ее семье довольно сильно отличалось от садовского.

И все-таки...

Мультфильмы заслуживают особого внимания.

Несколько лет назад в Японии и США показали мультфильм, после просмотра которого более чем у 150 японских детей возникли судорожные припадки. Мультфильм запретили к показу. Эта история потрясла весь мир.

До нас этот мультик не дошел. Но на нашем телевидении хватает других, которые, по мнению специалистов, способны не только повлиять на психику ребенка, но и вызвать серьезные ее расстройства.

Родители не всегда обращают внимание на то, что смотрит ребенок по телевизору. Запрещены обычно фильмы ужасов, эротика, иногда — боевики, а мультфильмы почти всегда разрешены.

Подсчет небольшого количества эфирного времени, которое отдается детям на всех каналах, показывает, что количество зарубежных мультсериалов, в большинстве бездарных, агрессивных, но дешевых, вдвое превышает время, отведенное отечественным мультикам.

Конечно, такие анимационные диснеевские фильмы, как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе добро, но их не увидишь по ТВ. Дети чаще всего смотрят некачественную продукцию о монстрах, мутантах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех сюжетах — конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. агрессивное поведение и насилие. Современный западный мультсериал — это часто аналог боевика.

По мнению исследователей, дети, воспитанные на американских мультфильмах и компьютерных играх, теряют связь с историей своей страны и своих предков. Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, понижает сопротивляемость инородной культуре.

Подражая герою, ставя себя на его место, дети усваивают социальные роли, нормы поведения, жизненные ценности.

Многие мультсериалы создаются на основе фильмов, пропагандирующих культ силы («Человек-паук», «Бэтмен»). Герой побеждает всех благодаря тому, что является новейшим достижением техники и вследствие этого имеет огромные преимущества перед человеком. Идентификация с ним приводит к отрицанию ребенком собственной внутренней силы, своей человеческой сущности.

Персонажи американских мультфильмов часто позволяют себе употребление оскорблений и ругательств, что может сказаться на грамотности, умении строить фразы, на общей культуре ребенка.

12-летний Алеша оценивается учителями как агрессивный, грубый и неуравновешенный ученик. Подросток может не только резко ответить на замечания взрослых, но и устроить драку или сорвать урок своим вызывающим поведением.

Алеша производит двойственное впечатление: не по годам рослый, он ведет себя как ребенок более младшего возраста. Во время беседы он одновременно пытался понравиться и бравировал своим негативизмом и асоциальным поведением. В общем, применял все известные ему приемы привлечения внимания, которого ему явно не хватает.

В ходе беседы выяснилось, что у Алеши почти нет друзей. А те, кто есть, «куплены» деньгами, видеокассетами, компьютерными играми и т.д. (достаток в семье выше среднего, и сыну не отказывают практически ни в чем). Все свободное время заполнено телевизором и компьютерными играми.

Агрессивное поведение Алеша использует для манипулирования взрослыми и детьми, привлечения их внимания. «Я буду главным, а их я ненавижу...» — говорит он об учителях. Зачем ему быть главным, он и сам не понимает.

Себя подросток ассоциирует с героями компьютерных игр и мультфильмов — героями-одиночками, которые с помощью магии и сверхсилы побеждают всех. О том, как по-другому можно общаться, привлекать внимание, становиться главным, Алеша имеет очень размытое представление.

 

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ

Какие чувства пробуждаются у ребенка, когда он смотрит ТВ?

Наряду с любопытством и радостью это сильные негативные эмоции.

Часто страх.

Малыш, как бы ему ни было страшно, сам не оторвется от телевизора. В определенном возрасте детей так и тянет на страшное. Это нужно для нормального развития. Ребенок учится контролировать свой страх. Сказки всех народов бывают жестоки. Без страха нельзя понять, что такое смелость, тайна, справедливость. И в повседневной жизни также нужно научиться переживать страх. Но народная сказка, в отличие от ТВ, создавалась веками, в ней есть внутренняя гармония и эмоциональный баланс.

И еще. Будет ли нормальный родитель читать или рассказывать в течение нескольких часов ребенку страшные истории? У экрана же дети могут сидеть часами, и это уже передозировка.

Самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные сюжеты (за исключением крайних случаев), а «ужастики», фантастика об устрашающем будущем, сюжеты, связанные с потерями, одиночеством, и кадры реальных трагических событий.

Например, дети и подростки, случайно увидевшие на экране сюжеты о терактах, могли получить значительную психологическую травму.

Такие стрессы могут проявиться болями различного характера, энурезом, нежеланием выходить на улицу, подавленностью или, наоборот, вспышками агрессивности.

 

АГРЕССИЯ

Летом 2002 года, когда сборная России по футболу проиграла сборной Японии, на Манежной площади в Москве начались массовые беспорядки, которые не могла остановить милиция. Спровоцировал такое поведение ролик, показанный до начала матча. Под действием алкоголя и наркотиков подростки решили воплотить ролик в жизнь.

За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям и предметам.

Американская Академия педиатрии опубликовала основные выводы из этих исследований.

1. Дети, смотрящие много передач со сценами насилия, воспринимают его как легитимный способ разрешения конфликтов.

2. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

3. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее он станет жертвой насилия.

4. Если ребенок предпочитает смотреть передачи со сценами насилия, он с большей вероятностью вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.

Но далеко не все дети, видевшие боевик, в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физическую агрессию. К ней прибегают, как правило, дети, не раз подвергавшиеся физическим наказаниям дома.

Выделяют три фактора, способствующих «усвоению агрессии»:

– изначально высока агрессивность зрителя;

– высока степень идентификации с агрессором;

– имеется достаточно обстоятельств, «оправдывающих» агрессора.

Особенно, если телевизионные агрессоры представлены привлекательными, а агрессия показывается без следов сострадания к жертве и без моральных сомнений агрессора.

 

АПАТИЯ

Польский профессор М. Браун-Голковская в 60-е годы сравнила «телевизионных» детей с теми, которые в доме не имели телевизора. Она исходила из того, что дети, которые смотрят телевизор, будут более нервными и легко поддающимися волнению. Но оказалось наоборот. «Телевизионные» дети оказались менее нервными, они оказались безразличными ко всему. Ребенок все слабее реагирует на крики, драки, погони по мере просмотра все новых и новых телевизионных передач.

 

ТЕЛЕМАНИЯ

«А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил: О морях и не мечтаю, телевизор мне природу заменил...»

Серьезная опасность — появление зависимости от телевидения.

Телемания имеет все признаки и свойства наркомании: привыкание, зависимость, неразборчивость, агрессивность к близким (при попытке лишить удовольствия), сужение кругозора, снижение работоспособности.

Экран гипнотизирует. Поток зрительной и слуховой информации, не требующей сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Постепенно и реальная жизнь воспринимается так же. Сосредоточиться, сделать умственное усилие все труднее. А без активной работы ума невозможно развитие нервных связей, ассоциаций, укрепление памяти.

На уроках ребенок с трудом «включается», не воспринимает нужную информацию, его перестает интересовать учеба, ухудшается воображение, глохнут чувства и воля, теряется индивидуальность.

Ставший телеманом, ребенок воспринимает как помеху все, что мешает наслаждению телевизором. Он психологически уходит из семьи.

Предрасполагающими к телемании факторами являются психический инфантилизм, минимальные мозговые нарушения, а также дефекты семейного воспитания.

 

МАМА, ПАПА, Я... И ТЕЛЕВИЗОР

«Мама, почитай!» — просит малыш. «Пап, давай поиграем. Ты обещал!» — просят дети. А родители устали, у них масса дел. Как занять и успокоить ребенка, чтобы он не мешал, а заодно «обогатить» его новой информацией? Решение приходит быстро. «Иди, посмотри телевизор», — говорят взрослые. Ребенок затих у телевизора. Все — «при деле». Мир и покой в семье.

А вот другая картина. Дочка или сын-подросток. «Иди, почитай. Оторвись от телевизора. Не допросишься сделать что-нибудь по дому!» — обижается мама. «Ваш ребенок плохо себя ведет, ничем не интересуется», — констатирует педагог. Знакомо?

Психологи, использующие в работе рисуночный тест «Моя семья», в последнее время отмечают, что как в качестве одного из членов «семьи» ребята стали рисовать телевизор.

Телевизор становится членом семьи, средством разрешения семейных конфликтов, поводом для семейных разногласий, нянькой для детей.

По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков. У экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 часов.

Живое общение ребенка с родителями, а родителей с ребенком становится редкостью.

Родители называют «нехватку» времени одной из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!

Как показали исследования, 7% родителей совсем не принимают участия в организации свободного времени своих детей, и только каждый пятый родитель делает это постоянно.

Наиболее популярными формами совместного, семейного проведения свободного времени является просмотр ТВ. Самыми непопулярными оказываются хобби, любимые дела.

Каждому члену семьи нужны уют и комфорт, отношения доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.

В редкие минуты общения с детьми родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86% случаях).

Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее важными проблемами воспитания, поэтому в первую очередь они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т.д. Беседы об учебе часто заканчиваются конфликтами и грубостью со стороны детей.

Трения между супругами или родителями и детьми заставляют прибегать к помощи телевизора: избегая конфликта, они сокращают общение и вместе или поочередно смотрят телевизор. Если родители решают выяснить отношения, то, прежде чем начать разговор, отсылают детей все к тому же телевизору.

Когда они хотят собраться вместе, телевизор служит соединяющим звеном. Чаще всего при этом все сосредоточены на передаче, а не друг на друге.

Чем больше проблем в семье, тем сильнее желание найти убежище. Чем более несчастным чувствует себя человек, тем больше он изолирует себя, полагаясь на телевизор, который поможет ему отгородиться от реальности.

Когда психологи просят родителей ответить, что является главной причиной эмоциональных проблем ребенка, те часто отвечают: «Телевизор».

Но так ли виновато телевидение? Ведь почти во всех случаях негативного влияния оно становилось возможным только с разрешения или из-за невнимания родителей.

За последние 50 лет мы привыкли полагаться на государственное регулирование, и многие хотели бы сохранить такое положение вещей.

Мы можем свалить все на правительство или обвинить телевидение во всех смертных грехах, но в ответ ТелеДжинн справедливо отзовется: «Я — раб лампы!»

Он, конечно, несовершенен, излишне агрессивен, чрезмерно эротичен, однообразен и назойлив, и воспитывают его не всегда самые честные и бескорыстные люди.

Но «лампа», то есть в нашем случае пульт от телевизора, у нас в руках.

И именно от нас, родителей, зависит то, как мы и наши дети будем использовать эту огромную «магическую» силу.

 

ПО КАПЛЕ ВЫДАВЛИВАЯ ИЗ СЕБЯ ТЕЛЕРАБА...

Для начала родителю стоит задуматься о роли телевидения в своей собственной жизни. Постарайтесь разобраться, зачем вам телевизор, и определить, что из того, что вы смотрите, вам действительно нужно. Может быть, можно найти этому достойную альтернативу — хотя бы то же радио или музыкальный центр, если так нужен фон или вы не можете прожить без новостей или музыки.

 

НОРМЫ:

Детям до 3 лет телевизор смотреть не рекомендуется, а иногда и до 5 — 6 лет:

3 если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги на высокую температуру, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;

3 если у него повышенная возбудимость, плохой сон ночью и ранний отказ от дневного сна, заикание, тики.

Здоровые дети 3 — 4 лет могут проводить у телевизора не более 15 — 20 минут в день.

5 — 6-летние — максимум 30, младшие школьники — 1 — 1,5 часа 2 — 3 раза в неделю.

При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.

 

ПРАВИЛА И СОВЕТЫ

Найдите альтернативы телевизору и соблюдайте дозировку.

1. Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один. Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами, более старшим предложите помочь вам или какое-либо творческое задание.

2. Если в доме младенец — не используйте телевизор как звуковой фон. Не смотрите ТВ, когда даете ребенку грудь или бутылочку. При кормлении ему необходимо все ваше внимание.

3. Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков.

4. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов.

5. Включайте телевизор, только если собираетесь посмотреть определенную, заранее выбранную программу, и выключайте, как только передача закончилась.

6. Телевизор не должен отнимать время от сна. Совместно с ребенком определите время, когда он ложится, и не меняйте его, даже если передача заканчивается позже, чем обычно.

7. Устраивайте «день без телевизора». Объясните ребенку, что в этот день лучше заняться чем-нибудь другим, подчеркнув, что это не наказание, а эксперимент или приключение.

Укажите ТелеДжинну его место.

• Разговаривайте только при выключенном телевизоре.

• Исключите телевизор из числа участников семейных ритуалов: обедов и ужинов, совместных занятий.

Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. Поэтому разговаривайте, формируйте активную позицию ребенка в восприятии информации.

• Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат.

• Передачи для взрослых детям смотреть не рекомендуется. Но если вы смотрите вместе с ребенком взрослый фильм, будьте готовы к тому, что вам постоянно надо будет отвечать на его вопросы.

• Используйте совместный просмотр как повод поговорить о содержании телепередач и на другие темы, это станет стимулом для интеллектуального, эмоционального и личностного роста.

• Просите ребенка делать замечания по поводу просмотренного, это поможет ему относиться к телевидению критически.

• Научите ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, этим вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

• Рассказывайте детям о приемах, технике создания кино- и телепередач. Это поможет сформировать у них нечувствительность к манипуляциям.

• Объясните, что каждое сообщение СМИ несет свои ценности и точку зрения. Это научит сравнивать свои ценности с предлагаемыми, покажет, что есть выбор — принимать или не принимать их.

Соблюдайте технику безопасности содержания.

• Реклама. Стоит хотя бы выключать звук, когда она идет при семейном просмотре.

• Используйте видеомагнитофон, чтобы смотреть фильмы всей семьей, а дети будут смотреть те мультфильмы, которые вы хотите, чтобы они видели.

• Детям постарше предложите расписание программ, которые стоит посмотреть. Его лучше составить вместе с ребенком.

• Важно, чтобы у ребенка не было возможности смотреть ужасы, насилие и секс.

• Если ребенок увидел сцену насилия или страшную фантастическую сцену в фильме и спрашивает о происходящем, объясните ему, что перед ним всего лишь картинки, созданные режиссером.

• Дети постарше могут понять, что все сцены снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

• Если на экране вы вместе видите реальное насилие, спокойно ответьте на все вопросы, дайте свою оценку, обсудите с ребенком возможные альтернативы поведения в ситуации.

• Если ребенок увидел эротическую сцену, он вполне удовлетворится вашим спокойным объяснением на доступном ему языке, что так иногда взрослые делают друг другу приятное.

• Тема расставания, потери и одиночества актуальна для любого возраста. Если ребенок, увидев такой сюжет, долго переживает увиденное, посочувствуйте ему и уверьте, что с ним такого не случится, потому что вы его любите и дорожите общением с ним.

И главное: не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать.

Нина ДУДНИКОВА





Мнения пользователей

влад  (2013-12-22)
Ерунда.


Елена  (2013-11-13)
В семье моего мужа как-то так заведено, что он при входе на кухню первым делом включает телевизор, нет чтоб поговорить с женой, поделиться новостями или послушать мои, очень бесит...


Ирина  (2013-02-02)
Я тоже не смотрю телевизор, если только любимый фильм попадется случайно или передача какая интересная. И мужа пытаюсь отучить, но пока не знаю как..


семья и телевизор  (2013-01-21)
Очень полезная статья.


Яна  (2011-10-11)
Максим (2008-11-19)
Правда, что есть люди, которые смотрят телевизор постоянно? "Честное слово", я бы даже сказала круглосуточно...


Михаил  (2009-12-12)
Отличная статья! Два года не смотрю телевизор, а родственники продолжают смотреть. При общении с ними заметно, как из высокоморальных интелегентных людей становятся "как все"- ужасное влияние сериалов и ток-шоу с низкой моралью.


Лёша  (2009-07-13) 
Буквально несколько слов. Всё, что написано в статье - чистая правда. Единственное но - может сложиться впечатление, что в большинстве случаев автор руководствуется единичными примерами из жизни или собственными домыслами...
Чтобы подтвердить всё выше сказанное РЕКОМЕНДУЮ прочитать несколько книг:
Райнер Пайцлав - Застывший взгляд
С. Кара-Мурза - Манипулирование сознанием (сложнее первой).
От телевизора отказался ещё и потому, что вся информация поддаётся ооочень жёсткой цензуре по принципу "Правительство Российской Федерации лучше всех", ну и т.д. (информация, передаваемая по телеканалам, не достоверна, ЛОЖЬ короче, за исключением Канала Спорт, наверное, да и в спорте этого хватает).
Вообщем присоединяюсь к лозунгу: "Телевизор на помойку". =)
Спасибо за внимание =)


olek  (2009-06-18) 
так это давно известно, что ТВ - это черная дыра, наша семья отказалась от ящика после переезда в Краснодарский край, так после этого жизнь длиннее кажется...


Пётр  (2009-05-25)
До рождения ребёнка внимание на то, что смотрят домочадцы я особенно не обращал, сам я этот поганый ящик не смотрю, разве что Культуру и Спорт, а теперь борюсь с женой и тёщей - укачивая ребёнка смотрят шваль, на замечания болезненно реагируют, мол, они так расслабляются, о духовном воспитании малышки не задумываются, теперь распечатаю статью, пусть читают.


Наталья  (2009-04-04)
Согласна, что нужно контролировать времяпровождение перед экраном и не только детям, но и взрослым. Летом это сделать гораздо легче, потому как погодка радует... Спасибо за статью!!!


Александр  (2009-03-09)
Я бы хотел спросить: как отучить родителей от телевизора, если это возможно?


Irina  (2009-01-29)
Советы полезные, только интересны размеры и уточнения. Скажите, а много ли людей имеют размеры комнаты такие, чтобы до телевизора было минимум 3 метра?


Алексей  (2008-12-11)
уже 4 года не смотрю телевизор, пытаюсь отучить папу и маму, но они что-то не очень хотят менять телевизор на какие-либо другие развлечения...


Максим  (2008-11-19)
Правда, что есть люди, которые смотрят телевизор постоянно?


Светлана  (2008-11-18)
Я уже пять лет не смотрю телевизор


Ян  (2008-10-19)
Бред какой-то.


Юрий  (2008-10-16)
С сегодняшнего дня буду "насаждать" культуру дома, причем, наверное, жене достанется больше, чем ребенку.


Валерий  (2008-10-16)
Полностью согласен. Спасибо за эту статью.


Екатерина  (2008-08-07)
Спасибо, очень познавательно!!!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на semya.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Семейная психология".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: