Семейная психология

12/2005
38/2004
29/2004
12/2002
17/2002
16/2004
23/2004
04/2004
01/2004

02/2003

29/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

В «БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ №1»...

Мы живем в достаточно неспокойное время. Драки, убийства, сексуальное насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

 

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

 

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

 

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

Доллард — автор данной теории — утверждал, что на любую неудовлетворяющую человека ситуацию всегда будет возникать агрессия. Опыт показывает, что это не всегда так. Многое зависит от личности.

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом.

Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она

утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

 

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии. Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии. У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ.

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации.

Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

 

СИТУАЦИЯ 1

Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

 

СИТУАЦИЯ 2

К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

 

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

 

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

 

СИТУАЦИЯ 3

Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

 

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

  1. Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.
  2. Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.
  3. Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».
  4. Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  1. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  2. Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  3. Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  4. Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  5. Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  6. Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.

Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

 

СИТУАЦИЯ 4

Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

 

СИТУАЦИЯ 5

Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

В описываемом случае мама Вани достаточно терпимо относится к агрессивным проявлениям сына. Ребенок поздний и единственный в семье, его балуют. На жалобы учителя, психолога мама обычно говорит: «Ну, это ж Ваня! Его хлебом не корми — дай подраться». Даже какая-то гордость слышится в ее голосе. По натуре Ваня холерик просто классический — вспыльчивый, неуравновешенный, абсолютно не умеющий сдерживать свои порывы.

«Слепая» любовь, пассивное наблюдение со стороны мамы делают свое дело. Раз нет осуждения, значит, все хорошо — так думает ребенок. Снова мы видим подкрепление нежелательного поведения. С большой вероятностью мальчик превратится в «агрессора», который не будет считаться с чужим мнением и предпочтет решать проблемы силовыми методами.

 

«БРАТ ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ БРАТ? РАД ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ РАД?»

Нельзя не упомянуть о большой проблеме отношений между родными братьями и сестрами. Замечено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против чужих детей, с которыми они общаются.

В чем причина?

Как правило, в семье чаще страдают старшие по возрасту дети. Им не сходит с рук то, что вполне прощается «младшеньким».

«Ты уже большой!» — говорят родители. Между тем этому «большому» всего 4 года. Что же чувствует «большой» четырехлетний малыш? Прежде всего то, что родители к нему несправедливы, а отсюда — обида, ревность и злость, за которыми следует поиск выхода из неустраивающей ситуации — желание отомстить.

Младший ребенок, в свою очередь, чувствует, что родители принимают его сторону, и смело «рвется в бой». Месть может выражаться в драке. Но ревность к родителям, чувство несправедливости может иметь последствия куда более страшные.

 

СИТУАЦИЯ 6

Таня Т. (5 лет). Очень просила родителей «купить» ей братика. Если бы она могла предвидеть, что последует за «покупкой»!

Когда ребенок возник в квартире, начались настоящие страдания Тани. Мама, папа и бабушка постоянно вертелись около этой живой куклы, которая постоянно пищала, плакала и чего-то требовала. Таня почувствовала себя одинокой и никому не нужной. От нее постоянно отмахивались, гнали посмотреть телевизор, посмотреть книжки, порисовать. Таня капризничала, плакала, топала ногами. Ей решительно не хотелось уже никакого братика, не говоря уже о том, чтобы делить родителей с ним.

И случилось непоправимое... Однажды, когда папа был на работе, бабушка ушла в магазин,

а мама была занята стиркой, Таня схватила ненавистный сверток и выбросила его с балкона 5-го этажа.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

О том, как должны вести себя родители с появлением новорожденного в условиях, когда уже есть ребенок, говорено и написано очень много. Однако как часто об этом забывают взрослые люди!

Пятилетняя девочка еще слишком мала, чтобы понимать, что ее так же любят, как и нового ребенка. Тане необходимо было это показывать, не отмахиваться от нее, провоцируя ревность. В конце концов следовало объяснить, что это явление временное, малышу нужно чуть-чуть больше внимания, поскольку он совсем беспомощный. Ведь в этой семье не было «завязано» все только на матери — папа и бабушка могли изыскать время для первенца тогда, когда маме было не оторваться от малыша.

 

АГРЕССИЯ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ

Общение со сверстниками также дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные игры, толкотня, «дразнилки», пинки могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.

Почему возникает агрессия в отношениях со сверстниками?

  • Часто агрессия выступает как защита.
  • Агрессия может выступать как неадекватное средство для достижения значимой цели.
  • Агрессия способствует психической разрядке.
  • Агрессия способствует удовлетворению блокированной потребности.
  • Агрессия выступает средством удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

 

СИТУАЦИЯ 7

Женя В. (8 лет), ученик 2-го класса. Вспыльчив, агрессивен, драчлив на уроках и переменах. В классе имеет крайне неблагоприятный статус — его отвергают 20 одноклассников, причем почти все мальчики и девочки в рисуночном тесте «Что мне нравится и что не нравится в школе» изобразили Женю в качестве негативного явления. Мальчик сильно заикается, страдает логоневрозом.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Женя воспитывается в полной учительской семье, окружен заботой, вниманием, любовью. Не подвергается физическим наказаниям. В беседе с психологом о самом большом своем желании сказал, что больше всего на свете мечтает избавиться от заикания. Именно в этом видит корень зла. «Меня все ненавидят», — сказал он печально.

Действительно, в классе никто не испытывает любви к ребенку, он часто оказывается в состоянии неуспеха из-за своего дефекта. Комплекс неполноценности стоек, а взрослые как-то не стараются помочь. Учителей Женя раздражает, а в начальной школе, как известно, мнение учителя свято и часто воспринимается детьми как свое собственное.

Учитель Женю не хвалит, дети его дразнят, клюют, цепляются. Естественно, ребенок сопротивляется, что выражается в агрессивном поведении. Но мальчик в данном случае одновременно и агрессор, и жертва. Агрессия его носит защитный характер: ему нужно «отбиться» от обидчиков и, кроме того, у него не удовлетворена потребность быть принятым и признанным в коллективе сверстников и чувствовать себя комфортно.

Видимо, главная задача состоит в устранении основной причины — заикания. Родители прислушались к рекомендациям, начали возить ребенка в Крымский дельфинарий (есть методика лечения заикания с помощью общения с дельфинами).

 

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИИ ИЗ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Выводы о воздействии средств массовой информации, в частности, фильмов ужасов, боевиков, триллеров, то есть тех, где демонстрируется насилие, неоднозначны.

Психологи проводили массу экспериментов в естественных условиях с целью понять, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения по телевидению. Эксперименты показали, например, что дети демонстрировали агрессивность, хотя и не во всех формах и не во всех случаях. В детском саду дети, смотревшие много телепередач детективного содержания, во время игр проявляли раздражительность, агрессивность, непослушание.

В популярных телепередачах на каждый час вещания приходится около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Если даже два часа в день ребенок проводит около телевизора, он «насыщается» 17 актами агрессии.

Естественно, экранное насилие окажет влияние не на первого попавшегося ребенка, а прежде всего на тех детей, которые к этому предрасположены. Это могут быть дети, которых сурово наказывают, и, как правило, именно они и смотрят больше телевизор, и они же более возбудимые и тревожные.

Компьютерные игры сегодня тоже весьма воинственны. Зайдите в любой Интернет-клуб, и вы увидите мальчишек, которые с ошалелыми лицами уставились в экран, а на экране... сплошные пушки, автоматы, ружья, ножи.

Если с помощью «важнейшего из всех искусств» педагоги во все времена стремились воспитывать в детях мужество, героизм, благородство и, надо сказать, небезуспешно, почему нужно подвергать сомнению, что насилие на экране не воспитает агрессию и не сломает хрупкую психику ребенка?

Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей.

  • Дети часто подражают насилию, увиденному по телевидению.
  • Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации.
  • Дети могут стать нечувствительными, грубыми, жестокими, если периодически «подпитывают» себя сценами насилия. Нельзя сбрасывать со счетов элемент подражательности любимым героям (Рэмбо и прочие).
  • Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Ограничьте просмотр психотравмирующих передач.

Вообще просмотр телевизора — занятие пассивное, вызывающее физическую и эмоциональную вялость. Может быть, стоит заинтересовать ребенка более продуктивными занятиями, развивающими ум и душу?

К числу психологических причин агрессии можно отнести нарушение в эмоциональной сфере. В свою очередь, нарушения в эмоциональной сфере могут быть обусловлены развивающимися изменениями личности вследствие психосоматического нездоровья и функционального нездоровья нервной системы (невроз, психопатия, эпилепсия, соматические болезни).

 

СИТУАЦИЯ 8

Кирилл Л. (9 лет) учится в интернате для слабовидящих детей. Так уж случилось, что родился он инвалидом по зрению — один глаз имеет 9%, второй не видит вовсе. Несмотря на это, Кирилл развит не по годам. В 8 лет знал испанский и английский языки, сегодня овладевает французским. Кроме этого, он прекрасно лепит, особенно здорово у него получаются фигурки вымерших животных — бронтозавров, динозавров, информацию о которых черпает, несмотря на экстраслабое зрение, из энциклопедий.

Умен, подчас поражает своими суждениями. Родители всерьез занимаются сыном, при этом внушают ему, что он такой же, как все, — полноценный и нормальный ребенок.

Одно плохо — Кирилл очень агрессивен и неуживчив со сверстниками. Как всякий одаренный ребенок, чувствует свое превосходство, смотрит на ребят свысока и снисходительно. Часто цепляется к детям словесно, но бывает, и с кулаками лезет. «Заводится» по пустякам, вспыльчив и безмерно раздражителен. На вопрос, почему он такой задиристый, отвечает: «Ну а как иначе с этими дураками говорить, если они ничего не понимают?»

Надо сказать, что агрессия Кирилла проявляется и в отношении к младшему брату, который родился умственно неполноценным, страдает олигофренией в степени идиотии. Кирилл ревнует его к родителям, которые не желают сдавать ребенка в дом инвалидов, а, напротив, уделяют ему много времени и внимания. Кирилл частенько высказывает окружающим свое недовольство: «Почему они с ним возятся, он ведь никудышный, выбросить его что ли?»

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

На наш взгляд, причина агрессивности Кирилла кроется в его соматическом недуге. Обладая по природе великолепным интеллектом, он все же является ребенком с ограниченными возможностями в плане выбора круга занятий и будущей специальности. Помимо этого, сам по себе дефект является для мальчика сильным нервным раздражителем. Как нельзя лучше применима к данной ситуации теория «фрустрация — агрессия».

Встречается еще и патологическая агрессивность, обусловленная психопатологическими отклонениями

 

СИТУАЦИЯ 9

Оля Ч., 10 лет, пятиклассница.

Когда бы ни оказался в перемену около этой девочки, понимаешь сверхзадачу — остановить «бойню». Оля дерется регулярно не только с мальчиками своего класса, но и с шестиклассниками, и даже с семиклассниками. Ее в буквальном смысле нужно оттаскивать от оппонентов, при этом она вся трясется и дрожит от гнева, а из глаз ручьем льются злые слезы. Ей ничего не стоит расцарапать лицо мальчишке, порвать на нем одежду. Остается удивляться, откуда столько сил в этой маленькой изящной девочке.

 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

В интервью психологу девочка сказала, что мальчишки сами к ней лезут, а она лишь защищается. «Почему именно к тебе, Оля?» — «Потому что они знают, какая я нервная после гибели мамы, и хотят меня нервировать еще больше». Мальчишки же утверждают обратное — Оля сама является зачинщиком любых потасовок.

Два года назад мама Ольги, будучи в состоянии алкогольного опьянения, «вышла» из окна 12-го этажа, оставив сиротами двоих детей. Отец Оли до этого страшного случая проживал отдельно, но теперь оформил опеку и живет с девочкой.

Сводный брат Оли усыновлен родственниками со стороны его собственного отца. Девочка очень любит брата — 4-летнего Богдана, но контактов с ним лишена. Сказала, что больше всего на свете мечтает с ним соединиться. «Я ведь его воспитывала с рождения», — говорит она. Очевидцы рассказывают, что Оля никогда ни единой конфетки не съедала из подарков, все несла Богданчику.

Девочка очень нервная, возбудимая, имеет массу страхов. В рисунке «Мой страх» изобразила две мужские фигуры и пояснила, что одна из них — папа, а вторая — тот, кто может папу убить. Оля нервничает всякий раз, когда папа идет в магазин за продуктами.

То, что девочка страдает неврозом, видно и без врача. Слишком тяжелая психическая нагрузка свалилась на ее хрупкие плечи, а потому ей сегодня нужна помощь психоневролога и медикаментозная терапия. Мы имеем дело с патологической агрессивностью, обусловленной психопатологическими отклонениями.

 

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

По многолетним наблюдениям установлено, что детская агрессивность трансформируется в агрессивность в зрелые годы.

Вот почему так важно постараться «погасить» агрессивное поведение детей, научить их управлять своими импульсами.

Подчеркнем еще раз, что все зависит от семьи. Итоги воспитания «выливаются» в три варианта:

  • дети остаются весьма агрессивными, и жизнь их ничему не учит;
  • скрыты внешние проявления, но остается завуалированная агрессия;
  • дети учатся подавлять агрессию и ведут себя приемлемым в обществе образом.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Не моделируйте агрессию в рамках семьи.

Для этого необходимо:

  • отказаться от строгих наказаний — они формируют стойкое агрессивное поведение;
  • реагировать на проявление ребенком агрессии по отношению к вам и сверстникам, причем реагировать разумным образом. Родители, подавляющие агрессию резко, воспитывают в детях сверхагрессивность; разумно подавляющие сумеют воспитать детей, владеющих собой в различных ситуациях;
  • по возможности игнорировать агрессию братьев и сестер. Если не можете, применяйте для ее прекращения эффективные средства, например, удаление ребенка с «поля брани».

2. Никогда не подкрепляйте нежелательное поведение ребенка.

Если ребенок хнычет и что-то просит, а родители в конце концов сдаются и удовлетворяют его прихоти, он делает вывод: можно все получить, стоит только покапризничать. Таким образом, неприемлемое поведение получает подкрепление.

3. Осмысливайте каждую конкретную ситуацию, какую функцию в ней несет агрессия, какова динамика и пропорции среди других проявлений активности ребенка.

  • Если ребенок прибегает к аутоагрессии, например, сильно бьется головой об стену или стол и голосит, попробуйте «голосить» вместе с ним, приговаривая: «Ой, какая беда-а-а». Он успокоится, будьте уверены.
  • Если ребенок проявляет агрессию к объектам:
    • уберите из его поля зрения объекты пристрастия, переключите на другие;
    • уберите провоцирующие раздражители;
    • побольше прикасайтесь к ребенку — тактильный контакт снимает напряжение.
  • Если ребенок в игре давит машинкой другие игрушки, сбивает их, совершает разрушительные действия:
    • не подкрепляйте этих действий, лучше постарайтесь переключить его на успокаивающие занятия, такие, как рисование, лепка, почитайте ему.
  • Если ребенок кидает со злостью предметы:
    • превратите это в игру — «салют», «дождик».
  • Если он размазывает краски:
    • переведите это в рисование моря или океана.
  • Если он рвет бумагу:
    • пусть это будет «снег», «полет бабочек».

Таким образом вы сформируете новую доминанту — положительную.

4. При агрессии по отношению к взрослым не фиксируйте внимания на действиях ребенка, а лучше наладьте благожелательный климат, словесный контакт, объясните ему эмоциональное содержание ситуации.

5. В отношении старших детей помните: избавиться от агрессии можно с помощью самопознания.

Если мы говорим, что очень многое зависит от характера, значит, нужно сосредоточиться на воспитании хорошего характера. Добиваться, чтобы ребенок был терпимым к людям, учить его добру и эмпатии — чувству сопереживания и сострадания ко всем, с кем он находится рядом.

 

Наталья СОКОЛОВА, практический психолог





Мнения пользователей

Наталья  (2013-11-20) 
Моя восьмилетняя дочь очень агрессивна в последнее время,хотя я очень много времени ей уделяю и балую,она ревнует меня буквально ко всем членам семьи. Постоянно спорит, ругается, дерется, я уже не знаю, что делать, ведь я никогда ее не наказываю, стараюсь найти подход, все бесполезно..


Лиля  (2013-03-11) 
Доллард — автор данной теории — утверждал, что на любую неудовлетворяющую человека ситуацию всегда будет возникать агрессия. Опыт показывает, что это не всегда так. Многое зависит от личности. Мне кажется на любое действие есть противодействие, если в воду упадет камень - обязательно будут круги. Думаю у всех проявляется агрессия, в том или ином виде, может быть не сразу, может через два года, 10 лет - если уж это ну совсем святой человек - он, например, выразит ответную агрессивную реакцию сильнее обычного толкнув дверь в подъезде.


светлана  (2011-07-01)
У меня мальчик 10 лет, очень агрессивный, но нам нужен хороший детский психолог-практик, который работал бы с ребенком. Агрессия тянется можно сказать с рождения.


Анюта  (2011-05-15) 
Агрессия у детей может быть вызвана из-за долгого сидения перед телевизором. Несоблюдением режима дня, неправильного питания (дети не должны есть и пить химию - пепси, кока-колу, сладости умеренно надо есть и т.д.). Раздражение у детей происходит из-за пищевых красителей. О режиме дня можно почитать здесь - http://www.malych.org/publ/razvitija_rebenka/rebenok_shkolnogo_vozrasta/rezhim_dnja_rebenka_mladshego_shkolnogo_vozrasta/54-1-0-550


Elena  (2011-03-12)
Спасибо, очень вразумительно. Есть о чем
подумать и изменить для начала в себе.
Я выросла в большой семье, а у самой один ребенок и достаточно часто плачу от агрессии своего пятилетнего мальчика.


Оксана  (2010-11-17)
У меня проблемы в школе с дочерью 10лет. Это связано с агрессией . Я прочла ваши комментарии, спасибо вам большое. Теперь буду пробовать методику психологов.


Татьяна  (2009-04-14)
У меня возникли проблемы и данная статья мне помогла дать объяснение некоторым вопросам.


Наталия Ивановская  (2008-09-20)
Я работаю воспитателем в детском саду и для меня ваша статья это руководство.
Спасибо!!!!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на semya.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Семейная психология".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: