Семейная психология

12/2005
38/2004
29/2004
12/2002
17/2002
16/2004
23/2004
04/2004
01/2004
02/2003

29/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Крик души ребенка

Наталья СОКОЛОВА

практический психолог

 

Однажды в детский приют, который сегодня имеет более солидное название — Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом детства», пришла женщина. В ее облике, начиная с одежды, преобладали мужские черты. Она пришла в администрацию, а потом «плавно» перекочевала к психологу.

«Хотя погода хороша, но все болит, болит душа... Ее-то вот и жалко...»

Из долгих путаных объяснений удалось выяснить, что это мать одной из воспитанниц, которая не лишена родительских прав. Она часто видит девочку, бывает в школе, в выходные дни забирает ее домой. Но сегодня пришла, потому что «чаша терпения ее переполнилась». Всякий раз после посещения дочери из дома пропадают деньги.

Мать Любы свою квартиру сдает в аренду, сама же проживает у подруги в однокомнатной квартире. Подруга тоже имеет дочь, которая проживает там же. Люба попала в приют, потому что мама пила, не занималась воспитанием дочери. Но родительские права были сохранены. Сегодня мама выпивать перестала, однако не работает, считая себя тяжелым инвалидом с диагнозом «остеохондроз». По этой причине девочку из центра она не забирает.

«Чем я ее буду кормить?» — вопрошает она. Вспомним, что она получает деньги от аренды собственной квартиры. Представим также себе, что остеохондрозом сегодня страдает более половины человечества. Неправда ли, удобнее свалить ребенка на плечи государства и жить, не зная забот?

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Заметим, что мама пришла решать проблему воровства дочери постольку, поскольку это явление ей явно мешает. Она пришла нацелить педагогов на исправление ситуации. При этом забрать ребенка домой она категорически отказывается. А между тем ребенок живет здесь без определенного статуса — мать родительских прав не лишена и асоциальный образ жизни в настоящее время не ведет. Странно, не правда ли?

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что, по сути, мама никогда в жизни воспитанием дочери не занималась. Все детство Люба провела с бабушкой, не видя матери. После смерти бабушки мама ушла в запой. Так что сегодня она просто не знает, что делать с ребенком. И зачем ей эта «головная боль». Напомним, что она живет у подруги, имеющей 15-летнюю дочь. Разве не ущемляются права этой девочки? Разве можно считать нормальным положение, когда в однокомнатной квартире «толчется» чужая тетя да еще спит с ее мамой на одной кровати?

ИСПОВЕДЬ ЛЮБЫ

Любе 13 лет. К психологу пришла по собственной инициативе. Пришла, чтобы понять хоть что-то в сложившейся ситуации. Открытое лицо, говорит спокойно, всякий раз приговаривая, что маму ей жалко, что она ее любит, несмотря ни на что.

Они жили в Дмитрове с мамой и бабушкой, которая 40 лет проработала детским врачом. Мама работала контролером-ревизором. Все было хорошо до той поры, пока не умерла внезапно бабушка. Мама продала квартиру и купила другую, поменьше. Они поселились в Реутове по соседству с давнишней маминой подругой. Мама по-прежнему работала. Но однажды домой не пришла.

Люба провела бессонную ночь, а когда наутро мама явилась, она заметила в поведении ее что-то странное. Подруга мамы ребенка «просветила» — твоя мама запила. С тех пор пошло-поехало. Как день зарплаты — так запой у мамы. Люба плакала, нервничала, просила и умоляла: «Мама, не пей, водка ведь не зальет твое горе». Мамино поведение девочка четко связала со смертью бабушки. Она стала плохо учиться (в ту пору это был 3-й класс).

А дальше — больше. У мамы начались эпилептические припадки, которые повергали Любу в ужас. Во время приступов Люба запиралась в туалете и громко кричала.

Ситуация становилась нестерпимой, и через некоторое время подруга мамы привела Любу в приют. По словам девочки, это был самый горестный день в ее жизни. Через 2 года наступил и самый радостный — когда ее снова забрали домой. К сожалению, это длилось недолго. «Я знала, мама долго не продержится, а, значит, я снова вернусь в приют». И вернулась ровно через полгода.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Сегодня Люба учится в 7-м классе, где она единственный ребенок, живущий вне семьи. У нее масса трудностей с учебой — слишком много было пропусков, да и учебная мотивация не сформировалась. Она стала воровать не только в квартире, где живет мать, но и в школе. При этом ничего из «добычи» на себя не тратит, а отдает товарищам. В прошлом году «раздобыла» полторы тысячи рублей и все без остатка раздала мальчишкам и девчонкам в своем приюте.

Можно было бы заподозрить клептоманию — расстройство психики, при котором дети воруют деньги из спортивного интереса и не используют их для себя. Но эту версию решительно «отмели» психиатры. Дело в том, что девочка пытается всеми способами привлечь к себе внимание матери. Ведь если у нее есть проблемы, маму вызывают в школу, а значит, появляется возможность лишний раз ее увидеть.

Ей очень хочется домой. В то же время она отчетливо понимает, что это вряд ли возможно. При этом она уверяет всех, что мама обязательно забрала бы ее, если бы не болела. А так она ведь не может работать, ей нужна операция и прочее, прочее. Остается удивляться великодушию этого ребенка. Обида у нее, несомненно, есть, но как тщательно она скрывается от посторонних глаз.

Можно, конечно, заставить мать забрать девочку, но совершенно очевидно, что при таком отношении к собственному ребенку ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Очевидно, придется лишать ее родительских прав, а Любу учить жить вне семьи.

«ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «СИРОТСТВО»...

Россия сегодня переживает сложный этап своего социально-экономического развития. Наблюдается рост негативных явлений — преступности, наркомании, алкоголизма. Существуют огромные проблемы семьи. Это и высокий процент разводов и рост асоциальных семей, в том числе тех, которые отказываются от воспитания детей.

В 2002 году статус ребенка, оставшегося без родительского попечения, в России имели 658 тысяч детей. В президентскую программу «Дети России» в настоящее время входит целевая программа «Дети-сироты», приоритетным направлением деятельности которой является передача детей-сирот в приемные семьи при невозможности возврата в биологическую семью.

Одно дело, если дети становятся сиротами в результате гибели родителей, и совсем другое, когда они — сироты при живых родителях, то есть социальные сироты. Лишение родительских прав — это страшно как для детей, так и для самих лишенцев. Это крайняя мера, которой предшествуют усилия органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, направленные на пробуждение здравого смысла у непутевых родителей. И этому предшествует ограничение в родительских правах.

Но если усилия не достигают результата и всевозможные инстанции убеждаются, что полноценная жизнь ребенка под угрозой, государство вынуждено прибегнуть к крайней мере и взять заботу о нем на себя.

Опыт показывает, что, несмотря на значительные усилия государства по обеспечению социальной защищенности социальных сирот, общее развитие этих детей значительно отличается от развития их сверстников, живущих в семьях.

Нет ни одной причины, по которой родители вправе отказаться от своих детей и свалить заботу о них на государство. Ну разве что сами они безнадежно психически больны, либо ребенок страдает умственной отсталостью в степени идиотии, когда он не способен ни говорить, ни понимать и, по сути, не живет, а существует. В таких случаях сами врачи предлагают отказаться.

Но когда сегодня в приютах, детских домах, реабилитационных центрах живут нормальные дети, родители которых просто потеряли совесть и не выполнили самой главной своей миссии, приходится забывать библейскую заповедь «Не судите, да не судимы будете». Таких надо судить. Им нет оправдания!

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Алеша М., 16 лет. В центре живет с 1997 года.

Жила-была семья, в которой поначалу все было хорошо. Родился мальчик, а вскоре обнаружилось, что молодая мама попивает. Сначала тайком, потом явно. Муж пробовал бороться, но, к сожалению, и сам пристрастился к алкоголю. Его родители прокляли невестку, обвинив ее во всех грехах.

Алеша рос в невыносимой обстановке. В редких случаях его забирала бабушка, и благодаря этим встречам ребенок приобрел знания об окружающем мире.

Когда Алеше было 8 лет, умер отец, задохнувшись во сне. Как сказали соседи, «сгорел от водки». Мать пустилась в бега, а бабушка не нашла в себе сил взвалить на свои старческие плечи ответственность за воспитание внука.

Его привели в приют. Сейчас Алеша учится в 9-м классе, увлекается баскетболом и компьютером. Очень подвижен, а поэтому часто получает травмы. Держится независимо, грубоват, часто хохочет. Только вот глаза очень грустные.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Андрей Ч., 15 лет. В центре живет с 1998 года.

За все эти годы его ни разу не забирали на выходные дни ни родители, ни бабушка, даже тогда, когда еще только были ограничены в родительских правах. В центре жил и его младший брат Дима, которого не так давно усыновили приемные родители. Это было большой психической травмой для Андрея. Но у приемных родителей уже было 5 детей, а поскольку Андрей с Димой не очень мирно жили между собой, эти люди просто не рискнули создавать в своем доме экстремальные ситуации.

Родители Андрея были молоды и красивы. Что побудило их пристраститься к наркотикам? Бабушка пьющая. То, что видели эти братья в своей семье, без слез не расскажешь. Отец «доигрался» до тюрьмы и, освободившись, как будто «завязал». Ушел в новую семью. Мама продолжает дурманить себя. Если отец нынче хотя бы приходит в центр пообщаться с сыном, то мама, видимо, начисто стерла из памяти факт наличия у нее сыновей.

Андрей обращает на себя внимание недетской угрюмостью. Малообщителен, замкнут. Как-то удалось его «разговорить», и тогда признался: «Если бы вы знали, как я хочу домой».

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Истории эти можно продолжать бесконечно. Они драматичны, трагичны и непостижимы. Разве может забыть ребенок, как ежедневно пьяная мать приводила домой таких же пьяных мужчин, а его выставляли за дверь, как незадолго до этого столпотворения в грязной, обшарпанной квартире свел счеты с жизнью отец?! Просто взял и повесился в пьяном угаре. А как ходил голодный и грязный по улицам, пока милиция не доставила в приют, где и живет сегодня сиротой при живой матери?!

Но вот парадокс — все эти дети, ничего хорошего не видевшие дома, тем не менее стремятся туда. Более того — никому из взрослых, опекающих их сегодня в центре, не позволено судить их родителей. Дети всегда находят им оправдание, жалеют их и любят. Они склонны обвинять всех вокруг, но только не истинных виновников своих страданий, очень озлобляются, если кто-то позволит себе их критиковать.

Что это? Голос крови? Скорее психологическая защита.

Как хочется воззвать к этим виновникам: «Одумайтесь, что вы делаете?! Пожалейте детей, ведь они готовы вам все простить. Остановитесь, положите конец немыслимому существованию!» Как-то в передаче о детских домах детдомовцы пели: «Дорогая мама! Папа дорогой! Ах, сжальтесь надо мной! Я хочу домой!»

Вспомнилось, что, начиная работать в центре, как-то не выдержала и заплакала.

«Что вы плачете?» — спросили удивленные коллеги, очевидно, привыкшие к ситуации.

«Уж очень жаль мне этих детей», — сказала я.

«Да что их жалеть, вы лучше своих пожалейте. У этих все есть — и одевают их, и телевизорами с видеомагнитофонами спонсоры снабжают, а кормят так вообще 5 раз в день!»

Думается, что эти дети согласились бы не иметь телевизоров с магнитофонами и питаться два раза в день, лишь бы жить с нормальными любящими родителями.

ПРОБЛЕМЫ БРОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Их чрезвычайно много. Прежде всего большая уязвимость психического здоровья.

Джозеф Боулби изучал развитие детей, живущих в приютах и детских домах, и пришел к выводу, что для гармоничного развития ребенка очень важен контакт с матерью, которую заменить никто не в состоянии.

В случае насильственного разлучения с матерью у ребенка происходят:

  • фаза протеста;
  • фаза отчаяния;
  • фаза вынужденного примирения.

Боулби утверждал, что такие дети могут расти жестокими, мстительными, не любить людей и в подавляющем большинстве случаев становятся преступниками. От этого крайнего мнения он отошел в конце своей жизни.

ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕИЗБЕЖНО ПРИСУТСТВУЮТ В ЖИЗНИ СИРОТ

ГОСПИТАЛИЗМ — особенности психического и физического развития, возникающие у детей, воспитывающихся вне семьи. Госпитализм выражается в чувстве страха и одиночества, активные реакции протеста сменяются пассивными и апатией, развивается явление сенсорной депривации. Это негативно влияет на психическое и физическое развитие ребенка. У него отмечаются изменчивость настроения, снижение самооценки.

В большинстве случаев у приютских детей имеется биологическая отягощенность, если учесть, что родились они от пьющих матерей. При этом надо понимать, что дети наследуют не пристрастие к алкоголю, а слабую нервную систему, физическую и соматическую ослабленность. Эти факторы при неблагоприятных условиях могут иметь далеко идущие негативные последствия.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

    Выделяются три группы:
  • эмоциональные нарушения,
  • аномалии поведения,
  • задержка развития.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Отношение родителей к детям в младшем возрасте имеет исключительное значение для становления эмоциональности, а в возрасте 5 — 6 лет — не меньшее для формирования волевых, личностных и социально-психологических функций. Если это время упущено, указанные психические функции окажутся если не утраченными, то искаженными или дефицитарными.

Основой эмоций служит центральная нервная система. Учитывая, что у брошенных детей она существенно подорвана, можно утверждать, что им свойственно часто переживать отрицательные эмоциональные состояния. Грусть, тоска, гнев, аффекты, тревожность, пониженное настроение — это все о них.

Кроме того, множественные страхи, нарушение сна, высокая утомляемость, тревожность, низкая самооценка, настороженность по отношению к взрослым.

АНОМАЛИИ ПОВЕДЕНИЯ

Неизбежно в связи с дисфункциональной семьей у детей и подростков возникает девиантное (отклоняющееся) поведение.

    Оно проявляется в различных типах агрессии:
  • конструктивная — уклонение от учебы и труда, бродяжничество;
  • дефицитарная — низкий уровень социальной активности, недостаточное развитие поведенческих навыков;
  • деструктивная — хулиганство, кражи.

Дети имеют пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркомании.

В абсолютном большинстве случаев ребенок становится «трудным» вследствие педагогической запущенности. Для данного контингента детей педзапущенность неизбежна.

    Ее показатели у подростков:
  • нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе;
  • нарушения в познавательной сфере (низкий уровень познавательной культуры, неразвитые познавательные процессы);
  • патологическое развитие характера, выражающееся в акцентуациях, психопатиях.

ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Нарушается развитие основных психических процессов и моторики, а также нарушаются личностные и эмоциональные компоненты.

    Задержка психического развития бывает разных типов.
  • Гармонический психофизический инфантилизм. Это генетически обусловленное нарушение, при котором психические процессы существенно не нарушены. Затронута по большей части эмоционально-волевая сфера. При коррекции восстанавливается до возрастной нормы.
  • Органический инфантилизм. В основе нарушения органические поражения — травмы, инфекции. Для этого нарушения характерны неловкая моторика, инертность психических процессов, расторможенность, непоседливость. В подростковом возрасте нарушается социальная адаптация, часто наблюдаются побеги из дома и школы. Интеллект находится на уровне нижней границы нормы.
  • Церебрально-органическая задержка. В большей степени страдает познавательная деятельность — слабая память, задержка речевого развития, бедный словарный запас. Интеллект занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. Эмоциональная сфера «задета» не столь серьезно. Случается импульсивность и расторможенность.
  • Соматогенная задержка. Нарушение обусловлено частыми соматическими заболеваниями. Утрачиваются полученные навыки.
  • Педагогическая и микросоциальная запущенность. Это нарушение очень характерно для детей алкоголиков и наркоманов. Даже рожденные со здоровой нервной системой и интеллектом дети «портятся» от нахождения в ненормальной среде. Нарушается система интересов и идеалов, нет запаса знаний, бедный словарный запас, недостаточно развито чувство долга.

Возможны варианты рождения умственно-отсталых детей, что гораздо серьезнее задержки психического развития. Генетики утверждают, что риск рождения неполноценных детей от пьющих родителей составляет 50 на 50.

Таким образом, у брошенных детей имеется целый «букет», состоящий из истерзанной нервной системы, осложненного неврологического статуса и негативного жизненного опыта. В итоге — ребенок, выбитый из жизненной колеи.

Искаженное психологическое развитие приводит к тому, что дети, лишенные родительской опеки, чувствуют себя психологически незащищенными. По выражению американских психологов, им присуща «психосоциальная карликовость».

Психологическая защищенность выражается в чувстве принадлежности к группе, адекватной самооценке, склонности к активности, отсутствии повышенной тревожности, неврозов, реалистичном уровне притязаний.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

С помощью психодиагностических методик проводилось изучение и исследование личности воспитанников центра.

Одним из самых главных методов изучения является наблюдение за людьми в разных жизненных ситуациях, и подчас именно наблюдение дает куда более достоверный материал, нежели батарея психологических тестов. Много информации можно также получить во время проведения психологического тестирования. Наблюдая за поведением ребенка в ситуации обследования, можно определить, насколько он тревожен, какова его самооценка, есть ли настороженность и недоверие ко взрослому.

Систематически наблюдая за поведением воспитанников, мы увидели, что у них слабые навыки отношений дружбы, сотрудничества, недостаточное развитие взаимопомощи, заботы. Вследствие отсутствия учебной мотивации ребята часто пропускают школу. У многих был вынужденный перерыв в обучении, и, естественно, теперь они сталкиваются с массой трудностей. Воспитатели ведут их в школу, но они все равно умудряются оттуда убегать и болтаться где угодно.

Многие подростки не научены навыкам эффективного общения, ведут себя развязно, не чувствуют дистанции между собой и взрослыми, грубы.

При этом зачастую внешняя развязность и расторможенность маскируют комплексы неполноценности. Самооценка, как правило, у ребят занижена. Очень часто можно наблюдать агрессивные проявления, вспышки раздражительности. Подростковый возраст сам по себе сложен, а у детей с таким негативным жизненным опытом он и вовсе протекает тяжело.

Много информации о личности подростков можно получить из нестандартизированного интервью. Если удается установить контакт, дети полностью раскрываются. В интервью закладываются вопросы, позволяющие выявить «болевые точки» и отношение к ним ребенка.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Подросткам был предложен ряд слов-раздражителей и дана инструкция назвать слово или понятие, первым пришедшее в голову.

Цель эксперимента — проследить, с чем у ребенка ассоциируется определенное понятие. Наряду с обычными словами типа «лес», «стул», «природа» и т.д. в ассоциативный ряд «вклинивались» значимые слова — мама, папа, семья, бабушка, водка, счастье, дом, горе, наркотики.

Наиболее типичные ассоциации были следующими:

Мама — радость, любить, папа, отец

Водка — горе, пьянка, порча

Счастье — дом, семья

Семья — тепло, дети

Наркотики — зло

Дом — уют

Папа — радоваться

Бабушка — помогать, вкусно готовит

Заметим, что ассоциации, связанные с родителями, носят характер идеального представления ребенка, а вовсе не отражают наличной ситуации. Никакого негатива типа мама — пьяница, папа — негодяй. Зато такие понятия, как водка, наркотики, драка, вызывают отторжение и ассоциируются со злом, горем, несчастьем.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

Согласно концепции психоанализа человек в рисунке проецирует на него особенности своего внутреннего мира.

Подросткам было предложено нарисовать серию рисунков на темы «Я в прошлом», «Я в настоящем» и «Я в будущем».

Рисунки Саши Ф. (14 лет)

Выполнение. Рисунок «Я в прошлом» изображает почти идиллию. Все семейство в сборе, хотя в жизни такого не было. Брак родители расторгли, когда Саша был еще младенцем.

Он объяснил, что изобразил маму на кухне, себя за приготовлением уроков и папу, который только что эти уроки проверил.

Рисунок «Я в настоящем» подросток рисовать отказался.

Рисунок «Я в будущем» изображает друзей и те подарки, которые они должны подарить Саше в день рождения, который будет 3 ноября. Мальчик мечтает о мобильном телефоне, магнитофоне, велосипеде и большом торте.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Прежде всего обращает на себя внимание отказ ребенка рисовать свою сегодняшнюю жизнь. Характерно, что прошлое идеализируется подростком, он изображает то, чего не было. Очевидно, что желаемое выдается за действительное. Прошлое в рисунке изображается в цвете. По сути, это рисунок «Моя семья» (кинетический вариант — все присутствуют, но не просто, а заняты делами).

Что касается будущего, то нельзя не обратить внимания на отсутствие цвета — все в мрачных черных тонах.

Рисунки Любы Ш. (13 лет)

«Я в прошлом» тоже, по сути, является рисунком «Моя семья». Изображены мама, подруга мамы, у которой она живет, и сама девочка. Рисунок выполнен в цвете. У подруги мамы отсутствуют руки, что указывает на проблемы взаимоотношений с ней у девочки. Собственно, так оно и есть. Эта подруга «узурпировала» мать ребенка, и мать уделяет ей куда больше внимания, чем собственной дочери.

Рисунок «Я в настоящем». Изображен тот дом, где и должна жить Люба вместо приюта. Себя она изобразила поодаль.

Рисунок «Я в будущем». Девочка изобразила цветы, солнце, кроликов.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Если прошлое свое ребенок изобразил цветными карандашами, то настоящее и будущее предстают лишь в черных тонах. На рисунке «Я в настоящем» отражена наличная ситуация — Люба живет вне семьи. Дом изображен с закрытой дверью, а окна пусты — там нет никого.

Себя девочка изобразила без ног и с непропорционально короткими руками, что трактуется как отсутствие у нее уверенности, а также наличие чувства неполноценности. Она объяснила свой рисунок: «Я хочу туда, но не могу попасть».

Что касается 3-й серии, то все в целом выглядит достаточно мрачно. Девочка объяснила: «Я хочу, чтобы в будущем была всегда хорошая погода не только в природе, но и в душе». При этом она не изобразила себя (так как не видит пока своего будущего), а цветы, солнце, животные остались не раскрашенными. Ей напомнили, что есть ведь карандаши на столе, на что Люба ответила: «Что-то у меня не раскрашивается».


Итак, государство сегодня делает значительные шаги по социальному устройству социальных сирот. Выделяются немалые деньги. Однако, как хорошо известно, не хлебом единым... Когда спрашиваешь ребят, почему от сытой жизни они нередко уходят, болтаются по улицам, пытаются навещать своих непутевых родителей, они объясняют, что им очень тяжело жить в замкнутом пространстве, ограниченном забором, их гнетет казенщина.

Действительно, создаваемые ныне условия для социальных сирот все равно не приводят их к ощущению того, что это их дом и их семья.

Наиболее желательный результат дальнейшего жизнеустройства социальных сирот — это возвращение их в биологическую семью. По опросам, дети жаждут возвращения к родителям, невзирая на весь негатив, который там процветает.

Из всех случаев возвращения в отчий дом ничего пока хорошего не получилось. Вернуться можно, если семья оздоровилась, но такое случается крайне редко. А очень часто бывает, что сиротам, достигшим 18-летия, возвращаться уже просто не к кому — родители успели «сгореть» от водки и наркотиков или вообще без вести пропасть.

Хорошим вариантом было бы найти социальным сиротам приемных родителей. Но сейчас наметилась стойкая тенденция к снижению числа усыновления. Причин этому много.

Что же остается делать? Справедливо считается, что благоприятные жизненные условия могут скорректировать даже плохую генетику. Центры реабилитации для несовершеннолетних социальных сирот должны создать условия, максимально приближенные к семейным, а также условия для комплексной реабилитации детей, которая включает в себя медицинские, педагогические, психологические воздействия.

Очень страшно, если эти дети повторят судьбу своих родителей. Если не научить их в центре нравственным нормам, ориентировке в быту, преодолению жизненных трудностей, то вполне возможно, что они не справятся с грузом проблем, которые обрушит на них самостоятельная жизнь. А если новая жизнь окажется непосильной, они вполне могут попасть в то социальное окружение, социальным нормам которого соответствуют их родители.

К сожалению, на сегодняшний день статистика весьма печальна. Достигнув 18-летия, воспитанники центра покидают его стены, но социальные педагоги в течение еще нескольких лет наблюдают, как складывается их самостоятельная жизнь Если девушки как-то устраивают свою судьбу, выходят замуж, то молодые ребята в подавляющем большинстве попадают в места лишения свободы.

Значит, основная задача, которая стоит перед сотрудниками центров реабилитации, — научить ребят жить в социуме. Выпускники должны иметь жизненную программу, в которой не будет места социальной беспомощности.

Люди, которые заменяют сегодня социальным сиротам семью, должны подходить к этой миссии очень ответственно. Это врачи, психологи, социальные педагоги, воспитатели. Да, с такими детьми общаться трудно. Но, если взялись, делайте это достойно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

  • Прочь авторитарность и административно-карательный подход к детям!
  • Ориентация на личность воспитанников.
  • Пробуждение чувства самоценности.
  • Толерантность, отсутствие враждебности и упреков.
  • Диалог, а не команда.
  • Безусловное принятие ребенка, диалог с ним.
  • И, естественно, доброта, милосердие, материнская забота и ласка.

 

Наталья СОКОЛОВА





Мнения пользователей

софия  (2014-12-16)
Меня поразила девочка Люба, конечно это очень сложно, у меня в классе была девочка с такой же ситуацией она сорвалась.:(


Лариса  (2009-05-22)
Какое бы ни было государство "плохое" или "хорошее" - оно не заменит семью, а также не решит проблем этих детей. В этом мире у каждого своя дорога и просто так, за зря ничего не происходит - как говорится: на все воля Божья, - видимо нужно и этим детям пройти этот нелегкий жизненный путь. Хорошо было бы, чтобы церковь и священники помогали им, направляли по жизни.


Софья  (2009-01-29) 
Жаль, что сегодня проблемы "чужих детей" - не волнуют вечно спешащих, суетящихся в больших городах взрослых. Нет, скорее они просто не успевают об этом подумать, а особенно, "прочувствовать". Статья замечательная, скорее всего, это первый шаг автора к активным действиям: привлечение внимания к проблеме, побуждение к реальному действию по силам наших взрослых. К основным принципам работы я бы еще добавила необходимое и посильное (даже 1 час в неделю общения, игр, лекций и т.д.) волонтерство небезразличных людей. Нужно звонить в колокола - чужих детей не бывает!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на semya.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Семейная психология".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы:

ортомол, orthomol в улан-удэ